• ГТС хвостового хозяйства ЗИФ АО "Рудник Александровский"
  • Головной водозаборный узел Большого Ставропольского канала
  • ГТС Магнитогорского гидроузла
  • ГТС головного сооружения Невинномысского канала им. М.А.Суслова
  • ГТС Чернореченского водохранилища
  • ГТС Большого Ставропольского канала
  • ГТС Тиховского гидроузла
  • ГТС Долгобродского гидроузла

Интервью по телефону "Радио Эхо Москвы"

Аудиозапись интервью 

А. СОЛОМИН: Виктор Алексеевич, ну вы знаете наверняка, очень много обсуждали тему технологического сброса воды с водохранилищ. Сначала называлось Варнавинское водохранилище, потом выяснили, что оно находится слишком далеко. И на другом уровне уже говорили уже о Неберджаевском водохранилище.    

И. ВОРОБЬЕВА: Да.

А. СОЛОМИН: Вот вам что известно с технической стороны об этом?

В. ВОЛОСУХИН: Ну, мне известно… Я занимаюсь гидротехникой более 40 лет. Более 20-ти раз думал найти сооружение, прекрасно знаю истории. Поэтому, (неразборчиво) звучит, но для меня это большой непрофессионализм.

А. СОЛОМИН: С чьей стороны?

  В. ВОЛОСУХИН: Я кратко расскажу, в чем, вообще говоря, суть. Неберджаевское водохранилище расположено на реке Неберджай. Это водохранилище, будем говорить, не большого объема, 8,1 миллионов метров кубических воды всего лишь. Оно эксплуатируется с 1959 года. И предназначено для обеспечения водоснабжения города Новороссийска. На нем имеется шахтный водосброс.  То есть, обычный шахтный водосброс. Высота платины верхняя отметка гребня 185 метров. Отметка верха шахты 182. Если смотреть пятницу в 23 часа, мы созванивались со службой эксплуатации, то уровень водохранилища не доходил до отметки верха шахты. То есть, сброса вообще никакого не было.   

А. СОЛОМИН: Ну, это на 23 часа.

В. ВОЛОСУХИН: На 23 часа. Примерно в час ночи начался слив, через эту шахту. И превышение над верхом шахты было всего 86 сантиметров.

А. СОЛОМИН: Сразу уточню. Этот слив, он может контролироваться как-то?

В. ВОЛОСУХИН: Нет, всё автоматически. Он автоматически сбрасывается. То есть, управляться этот процесс не может никак. Потому, что по расчету, по обоснованным расчетам, что отметка может над верхом шахты быть не более чем полтора метра. То есть, 183,5. При отметке 183,5 автоматический сброс составит 130 метров кубических в кубе. То есть, это очень не значительный расход, совершенно не значительный. Но, в самом деле, был расход значительно меньше. Вот за весь сброс осуществлялся с часа автоматически слив с часа ночи, до 5 утра. То есть, в течении примерно до 5.30 утра. То есть, максимальная величина, она соответственно повышалась, составляла 75 метров кубических в секунду. То есть, это совершенно технологический сброс, и он какого-то влияния затопление, оказать никогда не мог.

И. ВОРОБЬЕВА: Виктор Алексеевич, объясните, пожалуйста, я вот со вчерашнего, с позавчерашнего дня слышу вот этот сброс воды. Куда эта вода уходит, когда её автоматически сбрасывают?

  В. ВОЛОСУХИН: Она идет по реке Неберджай, перед Крымском.  Речка Неберджай, переходит в речку Адагум. Далее речка Адагум проходит по Крымску, и далее через примерно 8 километров от Крымска, сбрасывается в Варнавинское водохранилище. Оба водохранилища… Вот здесь много вещей, которые люди не понимают. Во-первых, по отметкам. Ну, отметка, я ещё раз сказал, водохранилища верха дамбы 185. Если говорить о городе, то отметка примерно 22,5 – 28 метров. Отметка Варнаменского водохранилища 10,5.  

А. СОЛОМИН: Ну понятно, да.

  В. ВОЛОСУХИН: То есть, вот куда течет вода. То есть, это совершенно понятно. Была бы катастрофа, не катастрофа, чрезвычайная ситуация, если бы разрушилось Неберджаевское водохранилище. Такие модели нами разработаны, они есть. В этом случае бы ширина будем говорить, фронта вот волны, будем говорить… Если бы разрушилось водохранилище, и сброс бы был в 8 километрах, в 8 миллионах метров кубических воды. Ширина бы была… Будем говорить, около 70-ти метров. Ширина, понятно. И не было бы такой высоты. Вы понимаете, не было бы такой высоты. А учитывая, что примерное расстояние от Варнавинского водохранилища… Ну, по отметкам мы разобрались. Значит, там 185 метров, а здесь, грубо говоря, 25 метров. То есть, понятно. А расстояние примерно 20-23 километра от Неберджаевского водохранилища, до Крымска. То есть, это ну, будем говорить, значительный уклон. Второй вопрос, шли сильные ливневые осадки. То есть, ничего уже не впитывалось. То есть, полностью вся вода шла в речку Неберджай, а потом, как говорится, в свою основную речку Адагум. Поэтому, вот учитывая, что осадки были одна треть от годовой нормы, в течении фактически суток, это ливневые осадки. Это очень важно, что это ливневые осадки.  

А. СОЛОМИН: Ну, то есть, вода стеной.

В. ВОЛОСУХИН: Поэтому, будем говорить, примерно в 2 часа ночи, это уже в субботу, о чем мы говорим. Расход при входе в город Крымск, он мерился. Он составлял примерно 1300 метров кубических в секунду. Понятно, 1300. То есть, это очень большая величина.

А. СОЛОМИН: Виктор Алексеевич, а высота откуда взялась такая? 7 метров говорят, 5 метров.  

В. ВОЛОСУХИН: Вот я объясняю сейчас. Если у нас такой расход, а ширины нету. У нас должна быть… Вот что такое Кубань у нас? Река Кубань. Ну, кто ездил на Кубань. Ну, там идет сейчас примерно 500 метров кубических. А ширина какая? Ну, метров 300. Правильно? Вот если мы посмотрим, ширина пропуска по Адагуму. Ну, по Крымску. Какая ширина выведена на карте, посмотрите.

И. ВОРОБЬЕВА: Я сейчас с картой сижу, пытаюсь понять. Вот Неберджай, он через Крымск прямо проходит.

В. ВОЛОСУХИН: Ширина речки по крышу. Такая ширина.

И. ВОРОБЬЕВА: Ну она какая-то не очень большая. Там ну улица какая-то такая. То есть, по карте не могу сказать.

В. ВОЛОСУХИН: Ну, хорошо, улица сколько? Ну, 100 метров.

И. ВОРОБЬЕВА: Ну, максимум.

  В. ВОЛОСУХИН: Совершено правильно. Но этого не достаточно. Потому, что если мы 100 умножим на 5, получится… Ну, вот 100 на 5 – 500 квадратных метров. Скорость у вас паводкового потока будет 3-4 метра в секунду. Вот, откуда берется высота. Значит, ширина не достаточна. И соответственно вот эти мосты… Вода шла выше мостов, выше перил мостов. Пропускная способность моста переезда, она не достаточна. Вода должна была проходить под мостом, правильно? Она проходила выше. Город, административная застройка, не рассчитаны та такие… То есть, вы понимаете, перестройка. Конечно, курортный город. Очень надо сказать, привлекательный для проживания. Поэтому… Или стройка территории, несомненно есть много градостроительных ошибок. Я могу сказать, что по опыту Германии, Карловых Вар будем говорить, Италии, там такие вещи не допускаются. Ширина у нас должна обеспечивать максимальный возможный расход. Это одна из причин. В связи с чем, просто действительно это катастрофически…   

И. ВОРОБЬЕВА: Виктор Алексеевич, подождите пожалуйста. Просто мы здесь не специалисты. Поэтому очень трудно… И мне правда очень трудно понять вот этот расчет. Я смотрю сейчас на карту очень внимательно, вот Неберджай…

В. ВОЛОСУХИН: Смотрите, ширина.

И. ВОРОБЬЕВА: Вот заходит в Крымск река Неберджай, в том месте, где она заходит, но там…

В. ВОЛОСУХИН: Неберджай уже переходит в самом Крымске…

И. ВОРОБЬЕВА: Да, всё правильно. Вот там, где ещё Неберджай, только при заходе в Крымск, там ширина метров 30 наверное, не больше. А вот уже на выходе, то есть там, где переходит в какую… Как вторая река называется? Адагум. Вот там уже метров 300, вот уже на выходе. Вот объясните мне…

В. ВОЛОСУХИН: Она должна быть по всему городу, вот у вас ширина, не менее 300-400 метров. Ширина должна быть, пропускать будем говорить, вот эти расходы, редкая обеспеченность.

И. ВОРОБЬЕВА: То есть, это пропускная способность города для воды, которая должна там течь.

  В. ВОЛОСУХИН: Конечно. И (неразборчиво) величина ещё осадки, учитывая, что ливневые, они же скатываются. А у них канализации нету никакой, они опять скатываются сюда. Они должны отводиться отдельно … Тоже, будем говорить дин из больших минусов градостроительного проектирования, понимаете? Надо все эти из зон выносить. То есть, не допускать. И самый важный момент, вот я почему, вот все говорят – причины. Ну причины предельно понятны, будем говорить.  Когда президент спрашивает, откуда вода, её не трудно посчитать. Водосборная площадь реки Неберджай, 111 миллионов квадратных метров. Теперь умножьте на величину осадков. Осадки, ну, по разным данным, кто говорит 270 миллиметров, 280, и даже 300 миллиметров озвучивают. Ну если мы умножим, то мы получаем порядка 20-ти миллионов метров кубических воды.  

А. СОЛОМИН: Воды, да. Ну для нас это просто очень много.

В. ВОЛОСУХИН: понятно получается… Но если рассчитать более точно, там примерно 3 Неберджаевских водохранилища. Понимаете? То есть, вот откуда вода? Её же не сложно посчитать эту воду. Потому, что надо ещё воду собрать с того города. Его надо уметь отводить. А она же никак не уводится.

А. СОЛОМИН: Понятно. В общем, пришли ещё к одной причине. Да, спасибо большое, Виктор Алексеевич Волосухин.


Возврат к списку